Город Мейсен был основоположником фарфоровых изделий Германии. Именно там, — говорят специалисты, — впервые появился твердый фарфор, благодаря открытию Фридриха Бетгера.
Вокруг имени Бетгера витает немало легенд, одна из которых гласит: этот знаменитый алхимик, путешествуя по немецким землям в начале 18 века, выдавая себя за саксонского подданного утверждал, что может создавать золото из самых дешевых материалов – в то время подобных энтузиастов, утверждающих, что им известна такая сокровенная тайна было множество, идея изготовления золота «из ничего» витала в воздухе повсюду в Европе. Когда сведения о новом алхимике дошли до слуха саксонского курфюрста Фридриха Августа, тот своей высочайшей властью велел бросить нового волшебника-авантюриста в тюрьму и приказал ему «Делай золото, Бетгер!». Поиски начались. Иного выхода у алхимика не было. Включив все свои таланты, творческую интуицию, опыт и знания, Бетгер обратил свои способности в несколько иное русло. Он начал экспериментировать с каолином, жженым алебастром и кварцем. Обжигая в январе 1708 года эти компоненты в подобранной им пропорции при температуре свыше 1300 градусов, Бетгер открыл способ изготовления твердого фарфора. Это было триста лет назад. Впервые в Европе начали изготовлять тонкий фарфор, ни в чем не уступающий привозимому из Китая. Фридрих Август запотентовал новое изобретение и летом 1710 года было объявлено об открытии фарфорового завода в замке Альбрехтсбург в Мейсене, самого известного в Германии до сих пор.
А в 25 километрах от Мейсена расположен Дрезден. И этот город стал следующим в списке знаменитой фарфоровой истории. Расположение Дрездена на скрещении торговых путей выгодно выделяло его среди других городов, и именно Дрезден, куда приезжали со всей Европы торговцы и путешественники, пославился множеством мастерских, многие из которых расписывали готовые формы, предназначавшиеся для Мейсена, другие создавали по уникальной технологии сами изделия. Роспись и формы дрезденских мастеров во многом носили влияние Мейсена, но время шло и появлялись новые мануфактуры — венская и севрская, — и дрезденские мастера подхватывали уже их лучшие идеи. Так, дрезденские традиции – смешение стилей и симбиоз художественных идей немецких мастеров фарфора. Ампир, бидермайер, барроко так и проследовали на протяжении многих художественных эпох до двадцатого столетия.
Мейсен и Дрезден — из тех мануфактур, которые сохранили лицо с давних времен, с первоистоков. Животные, фигурки детей, жанровые сцены, охотничьи темы, пасторальные сюжеты – все, что питало вкусы в 18 веке перешло в наследие к современным мастерам. Изображение тихой, уютной, провинциальной жизни – в каждой крестьянской семье была горка с фарфоровыми изделиями, вызывающими чувство покоя и умиротворения, создающими определенную ауру.
История Артгалереи «ДРЕЗДЕН» начинается с 1872 года, когда организовалась немецкая фарфоровая мануфактура в живописном предместье Дрездена. У истоков создания галереи стояли художники, занимавшиеся росписью великолепного саксонского фарфора. Эскизы и разработки росписей, декоративные элементы, новые декоры положили начало уникальной коллекции, галерея классического направления совмещает традиции фарфоровой росписи и высокой художественной культуры. Дрезденская фарфоровая мануфактура — это огромный комплекс зданий.
Сегодня Артгалерея «ДРЕЗДЕН» – это два значимых адреса: в центре Дрездена, рядом со зданием Фрауенкирхе (третье место в числе главных достопримечательностей Германии) и в Москве, в Гостином дворе, рядом с собором Василия Блаженного.
Контакты: Адрес: Москва, Хрустальный пер. д. 1, Гостиный Двор, секция 84
тел.: +74956982520
e-mail: artdresden@gmail.com
Записала Александра Загряжская
Фото Александры Загряжской
Записала Александра Загряжская
Фото Александры Загряжской